Компания «Балтех» – это лидер российского промышленного рынка по производству и поставке систем лазерной центровки валов, балансировочных станков и приборов балансировки, виброметров, стетоскопов и виброанализаторов
  ISO 9001 en / de / kz / ua Отправьте нам письмо    
9-13 декабря курс повышения квалификации ТОР-101 Основы центровки и выверки геометрии роторных машин
16-20 декабря курс повышения квалификации ТОР-103 Вибрационный контроль состояния и диагностика. Теория и практика

194044, С-Петербург,
ул. Чугунная, 40

(499) 4033707
+7(812)-335-00-85,
E-mail:
info@baltech.ru

ГлавнаяПродукцияУчебный центрТехнический сервисСтатьиСертификатыКонтакты
Версия для печати
Сделать стартовой

-- Статьи -- Балансировка

 Балансировка роторов

Повышенные вибрации роторного оборудования являются одной из главных причин преждевременного износа его деталей и узлов, и как следствие – аварийных остановов и внеплановых ремонтов. Как показывает статистика, в 40% случаев повышенные вибрации обусловлены наличием дисбалансов ротора, которые устраняются только статическими и динамическими методами балансировки ротора.

Методы статической балансировки, помимо того, что позволяют устранить только статическую неуравновешенность ротора, к тому же не удовлетворяют и современным требования по точности – вот почему, в подавляющем большинстве случаев сегодня уравновешивают ротор с помощью динамической балансировки на станках или в собственных опорах на рабочих частотах вращения ротора.

Неуравновешенные массы, вызывающие дисбаланс ротора, могут быть вызваны целым рядом причин:

  • неоднородной плотностью материала ротора;
  • недостаточно точным изготовлением и сборкой ротора;
  • неточностью посадки ротора в подшипниковые опоры;
  • эксплуатационным износом деталей, появлением сколов и налипанием инородных частиц;
  • негативным воздействием условий эксплуатации и др.

В статье «Динамическая балансировка» мы рассмотрели, что все роторы, в зависимости от величины динамических изгибных деформаций, подразделяются на жесткие и гибкие, и что жесткие роторы балансируются методами по ГОСТ ИСО 1940-1. Данные методы предусматривают одно- или двухплоскостную балансировку в зависимости от мест сосредоточения начального дисбаланса – в одной или двух плоскостях. Для большинства роторного оборудования (насосов, вентиляторов, компрессоров и др.) вполне достаточна двухплоскостная балансировка, но в особо требовательных случаях проводят многоплоскостную балансировку ротора. Рекомендуемые классы точности балансировки жестких роторов приведены в следующей таблице:

классы точности балансировки жестких роторов

Что касается гибких роторов, меняющих свою форму в зависимости от частоты вращения, то их балансировку проводят с помощью процедур, рекомендуемых ГОСТ 31320:

  • Процедура А: одноплоскостная балансировка при сосредоточении начального дисбаланса в одной поперечной плоскости. В эту же плоскость устанавливаются корректирующие массы.
  • Процедура В: двухплоскостная балансировка при сосредоточении начального дисбаланса в двух поперечных плоскостях. В эти же плоскости устанавливаются корректирующие массы.
  • Процедура С: применяется для составных роторов и включает балансировку отдельных узлов перед сборкой на низкой скорости вращения в соответствии с ГОСТ 22061.
  • Процедура D: балансировка ротора в сборе (после проведения процедуры С) при начальном дисбалансе, не превышающем установленных пределов.
  • Процедура E: балансировка ротора на этапах сборки, когда первоначально уравновешивают вал, а затем проводят ряд последовательных балансировок с установкой каждой новой детали, причем корректирующие массы устанавливают именно на эту (новую) деталь.
  • Процедура F: балансировка в оптимальных плоскостях, которая применяется для однотипных роторов с равномерно распределенным дисбалансом вдоль оси ротора. При данной процедуре экспериментально подбираются оптимальные плоскости коррекции, в которых затем проводится балансировка на низких скоростях вращения.
  • Процедура G: балансировка ротора на нескольких скоростях вращения, близких к критическим (в диапазоне рабочих скоростей вращения), включая и балансировку на максимальной испытательной скорости. Данная процедура подразумевает анализ мод колебаний и реализуется с помощью компьютерных программ, например, таких как BALTECH Balance.
  • Процедура H: балансировка на рабочей скорости, применяемая для роторов, проходящих одну или несколько критических скоростей до достижения рабочей скорости. Данная процедура возможна при выполнении, как минимум, одного из следующих условий:
    • скорость разгона и выбега такова, что амплитуда вибрации на критических скоростях не успевает превысить допустимых пределов;
    • степень демпфирования системы настолько высока, что амплитуда вибрации на критических скоростях находится в допустимых пределах;
    • конструкция опор ротора позволяет избежать нежелательных вибраций;
    • приемлемость высокого уровня вибраций на критических скоростях;
    • пренебрежимо малые нежелательные вибрации при разгоне/выбеге.

Отметим, что разделение роторов на жесткие и гибкие достаточно условно и зависит от скорости вращения. Так, ротор, рассматриваемый нами как жесткий, может, начиная с некоторой скорости вращения проявлять качества гибкого ротора. Учитывая это, выбор того или иного метода балансировки определяется не только конфигурацией ротора, но и его скоростью вращения:

Динамическая балансировка роторов проводится на балансировочных станках или стендах. Одними из лучших на отечественном рынке являются станки компании «Балтех» , наиболее оптимальные по качеству, функциональности и цене. На сегодняшний день компания «Балтех» производит более 50 моделей горизонтальных, вертикальных, автоматических и специальных балансировочных станков, предназначенных для балансировки роторов самых различных конфигураций, жесткости, габаритов и веса. Так, одноопорные роторы балансируются на вертикальных станках «Балтех», жесткие роторы с двумя цапфами – на горизонтальных, а гибкие роторы, изгибающиеся на рабочей частоте – на быстроходных вакуумных станках.

Во многих случаях балансировка ротора на станке может быть недостаточной в силу различия реальных условий вращения ротора в машине от условий вращения на балансировочном станке. И в этом случае необходима финишная балансировка в собственных опорах с помощью переносных комплектов –балансировщиков Протон-Баланс-II или BALTECH VP-3470.

Современные балансировочные станки и приборы «Балтех» по умолчанию подразумевают высокую квалификацию оператора- балансировщика. Для получения глубоких теоретических знаний по основам балансировки вращающихся механизмов и получить профессиональные навыки на станках и приборах «Балтех», рекомендуем вам пройти Курс ТОР-102 «Динамическая балансировка» в учебном центре компании Балтех.

Т/ф (812) 335-00-85 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна